Суррогаты
Периодически выслушивая или читая отзывы о своих критических публикациях, затрагивающих довольно острые и многим неприятные темы в отечественном футболе, я частенько наталкиваюсь на один и тот же посыл: куда ж, дескать, ты, Аминов, лезешь со своими рассказами о порочности системы российского футбола и воззваниями к справедливости? Тут, мол, вся страна погрязла в коррупции и вранье, а ты...
В общем, в этом я с вами, уважаемые читатели, вынужден согласиться. В парадигме сегодняшней России футбольное хозяйство и впрямь не выглядит чем-то из ряда вон выходящим – здесь те же интриги со сговорами, коррупцией и прочими "производственными издержками", здесь те же чиновники-полузнайки с величавым видом и желанием во что бы то ни стало доказать свою значимость пустой болтовнёй да разными кодексами чести, здесь в конце концов та же вертикаль управления. Вертикаль, с давних пор работающая по одному принципу, – чужакам тут не место! В общем – футбол, как и большинство других видов спорта, плотно стоит в одной системе координат с экономикой, образованием, здравоохранением и др. Вот только руководители всех этих ведомств с нынешними порядками вряд ли верят, что в обозримом будущем их отрасли займут передовые позиции на мировой арене. Зато с верой в лучшее, похоже, всё в порядке у президента РФС Сергея Фурсенко, поставившего всех нас перед одним занятным фактом, – в 2018 году именно Россия должна стать чемпионом мира. Россия, в которой нынче стадионы не заполняются и на половину, Россия, в которой даже болельщики считают договорные матчи неизменными атрибутами чемпионата, Россия, в которой простому любителю футбола для просмотра тура надо неплохо раскошелиться на спутниковую тарелку, Россия, в которой зарубежный тренер справляет свой день рождения в резиденции премьера, а маститые отечественные спецы никак не могут получить хоть толику внимания госчиновников. И что самое ужасное – Россия, назревшие кардинальные перемены по модернизации футбольной отрасли в которой не затеет ни один ныне обличённый властью человек. Ни Фурсенко, ни Зубков, ни Иванов…
.....Однако с распадом СССР и превращением футбола в большой бизнес значение ВШТ, попросту говоря, девальвировалось. Сейчас школа, именуемая высшей, уже не выдаёт высшие лицензии – а ограничивается лишь категориями D и C. А для обучения в ней уже не надо выискивать направления – теперь за право пройти весь курс и стать полноправным членом тренерского цеха достаточно заплатить 10 тысяч долларов. Такое суррогатное образование – и есть главная ценность нынешней ВШТ, руководит которой Андрей Лексаков – помимо всего прочего заведующий кафедрой футбола в РГУФКе, глава Центра подготовки специалистов в области футбола, отличный от школы лишь по кассовой ведомости (он выдаёт лицензии категории А и Pro), а с недавнего времени и технический директор РФС. В общем, Лексаков – эдакий менеджер-многостаночник, очередной "трудоголик, работающий 24 часа в сутки" на 24 должностях. Жаль, правда, что результаты этой работы – не знания слушателей, а их пустеющие кошельки. "ВШТ превратилась в бордель – кто только через неё не прошёл за деньги! А какой от этого образования толк?!" – возмущался профессор Варюшин, чьё детище перешло в разряд бизнес-проектов. Естественно, взносы за обучение – не единственные доходы школы. ВШТ уже давно составила свой негласный прейскурант – за определённую сумму здесь подготовят реферат (причём, скорее всего тот, что уже читался прежде другим студентом), подадут нужный билет на экзамене и не зададут ни одного дополнительного вопроса. От вопросов в отношении известных соискателей лицензии в этом месте уже открещиваются – дабы не вогнать именитых студентов в краску. Мой хороший знакомый Владимир Радионов, входивший в лицензионную комиссию учреждения, однажды рассказал, как имел неосторожность "превысить полномочия" во время экзаменации Сергея Юрана: "Задал тому простейший вопрос – так он взъелся, заголосил, устроил настоящий скандал. Как же так, никому вопросы не задавали, а его вдруг спросили?! И это, конечно, не единичный случай. Впрочем, вопросы сейчас не задают вовсе – деньги являются гарантией получения лицензии. Платишь доллары – получаешь образование. Кстати, Юран на вопрос не ответил".
....Пока же методическая база, давно переставшая обновляться, вызывает лишь чувство огорчения – желающие самообразовываться могут лишь штудировать старые учебники. Новые пока не выходят. Созданный в 2007 году научно-методический совет РФС, члены которого провели всего два собрания три года назад, показывает пример крайней неэффективной работы. А Сергей Российский, руководитель научно-методического департамента (уровень которого, вне всяких сомнений, не соответствует занимаемой должности) до сих пор чинно приезжает на работу в Дом футбола. Должно ли всё это устраивать людей, стремящихся улучшить образовательную часть российского футбола? Если да, то, Сергей Александрович, дело за вами. В конце концов с переходом чемпионата на систему "осень-весна" можно и повременить. Ведь куда логичнее (а вы, как известно, человек, которому в силу образования законы логики близки) для начала заняться не ретушированием формы российского футбола, а его содержанием…
Откуда же взятся хорошим тренерам,позвольте полюбапытствовать? wacko
P.S.
ФАКТЫ от "Rusfootball.info":
- Средняя зарплата детского тренера в России составляет 8 000 рублей.
- По итогам чемпионата Европы 2008 года РФС не было выпущено ни одного специального методического пособия.
- Объём финансирования научно-методической работы РФС в 2009 году составил приблизительно 200 тысяч долларов – то есть 0,3% от 50-миллионного бюджета РФС.
- Центр подготовки специалистов в России был лицензирован УЕФА одним из последних.
- РФС, в отличие многих футбольных федераций, не стал делегировать аналитическую группу на чемпионат мира в ЮАР.
- РФС присваивает статус "региональный центр футболистов" детско-юношеским спортивным школам, при этом игнорируя технические требования к региональному центру.
- В штате РФС на сегодняшний день нет ни одного специалиста по теории и методике футбола. Профессор Годик, последний специалист в этой области, на протяжении долгих лет разрабатывал в ранге сотрудника РФС методические пособия, но оказался не востребован новым руководством.
francis

no wacko